Примеры заданий, используемых на уроках химии, имеющих исследовательскую направленность:
Класс |
Задание |
Тема |
Вид деятельности учащихся |
8 |
Задание для веб-квеста. Составьте рассказ по теме «Роль химии в жизни человека». |
Предмет химии |
Компиляция - трансформация формата информации, полученной из интернет-источников, предложенных учителем. Подготовка электронной презентации рассказа. |
Разрешение проблемы: «Ученые долго спорили о процессе растворения веществ: одни утверждали, что это физический процесс, а другие, что это химический процесс. Кто же из них прав?» |
Физические и химические процессы |
Решение проблемы опытным путем. Работу осуществляется в трех группах. Каждая группа делает свой опыт: 1 группа распыляет небольшое количество духов, растворяет небольшое количество перманганата калия в воде. 2 группа растворяет в одной емкости с водой серную кислоту, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3. 3 группа растворяет в воде безводный сульфат меди (II) CuSO4, наливают немного раствора в фарфоровую чашку и выпаривают его. |
|
Домашнее задание: вырастить кристаллы. |
Способы разделения смесей |
Выращивание кристаллов в течение недели в домашних условиях. Использование учителем некоторых из них в качестве дидактического материала на уроках. |
|
Задание на уроке: очистить медьсодержащую монету от налета с использованием соли и уксусной кислоты. Задание на дом: очистить монету с использованием лимонной кислоты. |
Свойства кислот. |
Решение проблемы опытным путем по инструкции учителя.
Решение проблемы опытным путем.
|
|
9 |
Решение проблемы: «Почему серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности?» |
Производство серной кислоты |
Решение проблемы в группах на основе предложенных учителем интернет - ресурсов. Подготовка презентации по проблемному вопросу. |
Задание: «Предложите, как можно доказать, что алмаз и графит образованы одним химическим элементом». |
Углерод |
Решение проблемы в группах на основе предложенных учителем интернет – ресурсов и дидактического материала к уроку. Подготовка презентации по проблемному вопросу. |
|
Домашнее задание: провести наблюдение с сентября по февраль за состоянием металлических крышек на банках с заготовками овощей на зиму, хранящихся в домашних погребах. Сделать вывод о состоянии крышек в предложенный период, фиксировать наблюдения в таблице. |
Коррозия металлов, сплавы |
Наблюдения за состоянием крышек, фиксация изменений происходящих с крышками в таблице. Учащиеся делают вывод о том, что в состав крышек входит металл – железо, который легко подвергается коррозии под действием кислорода воздуха и влаги. Подготовка презентации на основе наблюдений. |
|
Проблемный вопрос: можно ли перевозить разбавленную серную кислоту в цинковых цистернах? |
Свойства разбавленной серной кислоты |
Решение проблемы опытным путем. Проводят опыт взаимодействия разбавленной серной кислоты с гранулой цинка. |
|
Решение качественной задачи: определение ионов хлоридов, карбонатов и сульфатов. |
Галогены, Соединения углерода, Кислород и сера |
Решение проблемы опытным путем. |