Что такое портфолио?
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в бумажном и электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
В состав портфолио включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфолио входят следующие виды работ.
1. Выборки работ учащегося — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности: результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы основного общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов основного общего образования, закреплённых в ФГОС ООО.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфолио в целом ведётся на критериальной основе, поэтому ведение портфолио в МАОУ СШ №11 сопровождается документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в средней школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Образец портфолио учащегося 5-6 класса
Группа результатов |
Раздел |
Содержание |
Кто консультирует учащегося при заполнении раздела |
||||||
Личностные |
Титульный лист |
Стандартизированная форма |
Классный руководитель |
||||||
Резюме |
Фото/автопортрет |
Родители |
|||||||
Дата рождения Место рождения Домашний адрес Место учёбы, класс Краткая самохарактеристика (характер, наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы, интересы, предпочтения, хобби и т.д.) |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «Мои достижения. Личностные результаты» |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «5 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «6 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «7 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «8 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
|
Цветной лист-разделитель «9 класс» |
Родители |
|||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Метапредметные |
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Метапредметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель метапредметных результатов за 5-9 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветной лист-разделитель «5 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу, оценочный лист работы |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии стартовой, полугодовой и годовой комплексных контрольных работ; копии практических работ с компьютеризированной ччастью |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «6 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу, оценочный лист работы |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии стартовой, полугодовой и годовой комплексных контрольных работ; копии практических работ с компьютеризированной ччастью |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «7 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Цветной лист-разделитель «8 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Цветной лист-разделитель «9 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Предметные
|
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Предметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель предметных результатов (отметок) за 5-9 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветные листы-разделители «5 класс», «6 класс», «7 класс», «8 класс», «9 класс» |
Родители |
||||||||
Русский язык (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, изложения, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Литература (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: сочинения, домашние работы, иллюстрации, авторские работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Иностранный язык |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Математика (алгебра, геометрия) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: математические диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Биология |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
География |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Химия |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Физика |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Информатика и ИКТ |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
История |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Обществознание |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
ИЗО |
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
Классный руководитель |
|||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Музыка |
Аудиозаписи исполнительской деятельности |
Учитель музыки |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: продукты собственного творчества, иллюстрации к музыкальным произведениям |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Технология |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Классный руководитель |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Физическая культура |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Учитель физической культуры |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Дневники наблюдений и самоконтроля |
Родители |
||||||||
Самостоятельно составленный режим дня |
|||||||||
Комплексы физических упражнений |