Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Портфолио учащегося как накопительная системная оценка достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в бумажном и электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
В состав портфолио включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфолио входят следующие виды работ.
1. Выборки работ учащегося — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности: результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы основного общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов основного общего образования, закреплённых в ФГОС ООО.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфолио в целом ведётся на критериальной основе, поэтому ведение портфолио в МАОУ СШ №11 сопровождается документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в средней школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Модель портфеля достижений учащегося МАОУ СШ №11 г.Бор
Группа результатов
Раздел
Содержание
Кто консультирует учащегося при заполнении раздела
Личностные
Титульный лист
Стандартизированная форма
Классный руководитель
Резюме
Фото/автопортрет
Родители
Дата рождения
Место рождения
Домашний адрес
E-mail
Место учёбы, класс
Краткая самохарактеристика (характер, наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы, интересы, предпочтения, хобби и т.д.)
Выборки лучших работ: диктанты, изложения, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Литература (копии или оригиналы)
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: сочинения, домашние работы, иллюстрации, авторские работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Иностранный язык
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: диктанты, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Математика (алгебра, геометрия)
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: математические диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Биология
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
География
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Химия
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Физика
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Информатика и ИКТ
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
История
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Обществознание
Контрольные работы за 1,2,3 четверти
Учитель-предметник
Родители
Итоговая контрольная работа
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы
Учитель-предметник
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
ИЗО
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Классный руководитель
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Музыка
Аудиозаписи исполнительской деятельности
Учитель музыки
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ: продукты собственного творчества, иллюстрации к музыкальным произведениям
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Технология
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности
Классный руководитель
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно)
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества
Родители
1 лучшая проектная работа по предмету
Физическая культура
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности