Что такое портфолио?
«Портфолио достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, наличие достижений ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфолио достижений ученика»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят листы-разделители с названиями разделов; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рабочее портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как процессуальный способ фиксирования достижений учащихся, копилка полезной информации, наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусировано на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий портфолио выстроено на основе УМК «Школа России», реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы портфолио являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Модель портфеля достижений учащегося МАОУ СШ №11 г.Бор
Группа результатов |
Раздел |
Содержание |
Кто консультирует учащегося при заполнении раздела |
||||||
Личностные |
Титульный лист |
Стандартизированная форма |
Классный руководитель |
||||||
Портрет |
Фото/автопортрет |
Родители |
|||||||
Напиши о себе: Меня зовут… Я родился (число/месяц/год) Я живу в… Мой адрес Моя семья |
Родители |
||||||||
Нарисуй портрет своей семьи |
Родители |
||||||||
Родословное дерево |
Заполняется во 2 классе – проект по окружающему миру. Классный руководитель |
||||||||
Чем я люблю заниматься |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «Мои достижения. Личностные результаты» |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «1 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «2 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «3 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «4 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Метапредметные |
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Метапредметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель метапредметных результатов за 1-4 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветной лист-разделитель «1 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии комплексных контрольных работ за полугодие и год |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «2 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии стартовой, полугодовой и годовой комплексных контрольных работ |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «3 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 2му классу |
|
|||||||
Цветной лист-разделитель «3 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 2му классу |
|
|||||||
Предметные |
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Предметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель предметных результатов (отметок) за 1-4 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветные листы-разделители «1 класс», «2 класс», «3 класс», «4 класс» |
Родители |
||||||||
Русский язык (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Классный руководитель |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, изложения, сочинения, домашние работы |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Литературное чтение (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Классный руководитель |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: сочинения, домашние работы, иллюстрации, авторские работы |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Иностранный язык |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель иностранного языка |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, сочинения, домашние работы |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Математика |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Классный руководитель |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: математические диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, домашние работы |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Окружающий мир |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Классный руководитель |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
ИЗО |
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
Классный руководитель |
|||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Музыка |
Аудиозаписи исполнительской деятельности |
Учитель музыки |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: продукты собственного творчества, иллюстрации к музыкальным произведениям |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Технология |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Классный руководитель |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Физическая культура |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Учитель физической культуры |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Дневники наблюдений и самоконтроля |
Родители |
||||||||
Самостоятельно составленный режим дня |
|||||||||
Комплексы физических упражнений |
|||||||||
ОРКСЭ |
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
Учитель ОРКСЭ |
|||||||
Выборки лучших работ: продукты собственного творчества, иллюстрации |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
Учитель раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов.