Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Документы федерального уровня
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Документы регионального уровня
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НИРО по реализации ФГОС в 5 классах ООО
Документы муниципального уровня
Документы МАОУ СШ №11
Портфолио учащегося как накопительная системная оценка достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в бумажном и электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
В состав портфолио включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфолио входят следующие виды работ.
1. Выборки работ учащегося — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности: результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы основного общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов основного общего образования, закреплённых в ФГОС ООО.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфолио в целом ведётся на критериальной основе, поэтому ведение портфолио в МАОУ СШ №11 сопровождается документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в средней школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Модель портфеля достижений учащегося МАОУ СШ №11 г.Бор
Группа результатов |
Раздел |
Содержание |
Кто консультирует учащегося при заполнении раздела |
||||||
Личностные |
Титульный лист |
Стандартизированная форма |
Классный руководитель |
||||||
Резюме |
Фото/автопортрет |
Родители |
|||||||
Дата рождения Место рождения Домашний адрес Место учёбы, класс Краткая самохарактеристика (характер, наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы, интересы, предпочтения, хобби и т.д.) |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «Мои достижения. Личностные результаты» |
Родители |
||||||||
Цветной лист-разделитель «5 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «6 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «7 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Цветной лист-разделитель «8 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
|
Цветной лист-разделитель «9 класс» |
Родители |
|||||||
Документы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Работы |
|
Классный руководитель Родители |
|||||||
Метапредметные |
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Метапредметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель метапредметных результатов за 5-9 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветной лист-разделитель «5 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу, оценочный лист работы |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии стартовой, полугодовой и годовой комплексных контрольных работ; копии практических работ с компьютеризированной ччастью |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «6 класс» |
Родители |
||||||||
Документы |
рецензия на проектную работу, оценочный лист работы |
Классный руководитель |
|||||||
отзыв руководителя на проектную работу |
|||||||||
Диагностические материалы классного руководителя |
|||||||||
Копии стартовой, полугодовой и годовой комплексных контрольных работ; копии практических работ с компьютеризированной частью |
|||||||||
Сертификат о защите портфолио |
|||||||||
Работы |
проектная работа |
Классный руководитель |
|||||||
исследовательская работа |
|||||||||
фотоотчет о защите проекта |
|||||||||
Цветной лист-разделитель «7 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Цветной лист-разделитель «8 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Цветной лист-разделитель «9 класс» |
Родители |
||||||||
|
Содержание аналогичное 6му классу |
|
|||||||
Предметные
|
Цветной лист-разделитель «Я ученик. Предметные результаты» |
Родители |
|||||||
Табель |
Табель предметных результатов (отметок) за 5-9 класс |
Классный руководитель |
|||||||
Цветные листы-разделители «5 класс», «6 класс», «7 класс», «8 класс», «9 класс» |
Родители |
||||||||
Русский язык (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, изложения, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Литература (копии или оригиналы) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: сочинения, домашние работы, иллюстрации, авторские работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Иностранный язык |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: диктанты, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Математика (алгебра, геометрия) |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: математические диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Биология |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
География |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Химия |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Физика |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Информатика и ИКТ |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
История |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Обществознание |
Контрольные работы за 1,2,3 четверти |
Учитель-предметник Родители |
|||||||
Итоговая контрольная работа |
|||||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: дневники наблюдений, творческие работы, сочинения, домашние работы |
Учитель-предметник Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
ИЗО |
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
Классный руководитель |
|||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Музыка |
Аудиозаписи исполнительской деятельности |
Учитель музыки |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ: продукты собственного творчества, иллюстрации к музыкальным произведениям |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Технология |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Классный руководитель |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Выборки лучших работ, продукты собственного творчества |
Родители |
||||||||
1 лучшая проектная работа по предмету |
|||||||||
Физическая культура |
Фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности |
Учитель физической культуры |
|||||||
Материалы самоанализа и самооценки (выборочно) |
|||||||||
Дневники наблюдений и самоконтроля |
Родители |
||||||||
Самостоятельно составленный режим дня |
|||||||||
Комплексы физических упражнений |